Буквально пару месяцев назад главный редактор Catode.ru, Андрей Жуков отправился в путешествие в Северную Осетию с парой беззеркалок Panasonic и они не подвели. Однако, время не стоит на месте и на тесте в Catode.ru еще одна камера производителя, новинка с полным названием Panasonic LUMIX DMC-G80MEE в ките с объективом Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S. И это весьма интересная парочка!
Распаковку Panasonic LUMIX DMC-G80MEE можно посмотреть на канале Catode.ru на Youtube и на комплектации мы останавливаться не станем. Камера выполнена в форм-факторе «под зеркалку», только она существенно меньше подобных фотоаппаратов. При весе в 505 грамм (с батареей и картой памяти), Panasonic LUMIX DMC-G80MEE имеет габариты 128,4 x 89 x 74,3 мм. С китовым объективом Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S конечный вес составляет всего 715 грамм. Для сравнения одна только тушка Canon 80D весит 730 грамм, а любая аналогичная по характеристикам камера Nikon не многим меньше. Конечно, можно упереться рогом в стену прогресса и попытаться сравнивать современные беззеркалками с зеркалками начального уровня (стоит признать, аналогичные по весу или даже более легкие!), но это ужасная идея. То, что может современная беззеркалка премиум класса, во многом действительно недоступно любительским зеркалкам. Но довольно холиваров 🙂 Возвращаемся к Panasonic LUMIX DMC-G80MEE и ее эргономике.
В руках Panasonic LUMIX DMC-G80MEE лежит как влитая. Обладателям маленьких рук потребности в дополнительных аксессуарах не возникает, а вот владельцам большой ладони — посоветуем обратить внимание на удобную батарейную ручку DMW-BGG1. Она мало того, что позволяет камере уместиться в любой руке и придает ей внушительный «зеркальный» вид, так еще и позволяет установить до 2х допольнительных аккумуляторов, которые, кстати, можно менять на лету, пока камера будет питаться от того, что остался непосредственно в боди! Для тех, кто снимает в поле или работает с видео — это новый уровень комфорта. Главное — не забыть выставить приоритеты для системы питания в меню камеры.
Panasonic LUMIX DMC-G80MEE с китом Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S представляет из себя защищенную систему, способную работать в легкий дождь, во время снегопада, или просто на пляже/в саду у бассейна. Защита от пыли и брызг очевидно у камеры хорошая. Погружать новинку в воду мы не советуем категорически, но перипетий Российской погоды бояться точно не стоит. Разве что в мороз с Panasonic LUMIX DMC-G80MEE стоит быть аккуратным — при температурах ниже нуля производитель не гарантирует уверенную работу всех систем фотоаппарата, да и влажность более 80% судя по инструкции может оказаться проблемной для данной камеры.
В меню от Panasonic разобраться не сложно. Здесь не так уж и много пунктов, хотя, все разумные настройки в наличие. Нет такой функции, которой бы в камере не нашлось за время теста. Все органы управления на месте и работают корректно. Особенно понравился откидной сенсорный дисплей, водя пальцем по которому в режиме визирования по электроному видоискателю, можно выбирать точку фокусировки. Такая функция уже появилась у нескольких производителей фототехники в нескольких исполнениях, но именно в Panasonic были первыми и к данной итерации этот режим работает максимально комфортно именно на камерах Lumix. Никаких проблем с подключением к камере микрофона или HDMI кабеля нет. Не будет проблемой и подключить Panasonic LUMIX DMC-G80MEE к компьютеру — используется, пожалуй, самый распространенный, хоть и довольно медленный порт micro USB 2.0 type B («зарядка для смартфона»). Это и плюс и минус одновременно. Плюс — потому что такой кабель сейчас есть всегда и везде. Минус, поскольку скорость USB 2.0 для передачи на компьютер роликов в 4К маловата, да и заряжать камеру по USB, увы, нельзя. Но, повторимся, возможность использования до 3х аккумуляторов одновременно, да с возможностью замены двух из них на лету — делает Panasonic LUMIX DMC-G80MEE способной проработать ооооочень долго до момента отключения. К тому же, скоро в продаже наверняка появится аксессуар, позволяющий запитывать аппарат от сети 220V напрямую (пока мы такого найти не смогли) — отверстие в крышке батарейного отсека для него есть.
Panasonic LUMIX DMC-G80MEE безусловно создана для фотографии, но в ДНК у нее — видеосъемка. Когда речь заходит о Panasonic, невозможно не начать обзор качества съемки видео. И тут у Panasonic LUMIX DMC-G80MEE все козыри. Это и отличное 4K видео из коробки, и двойная стабилизация как на матрице, так и на объективе, и вывод несжатого 4:2:2 8бит видео по HDMI без ограничений по времени съемки, и продвинутая система звукозаписи с возможностью работы с микрофнами разных типов и направленности. Добавим сюда удобнейший откидной дисплей — и получим результаты, как на видео ниже. Для начала, предлагаем вашему вниманию видео-ISO тест:
ISO можно использовать фактически любое. Да, после 6400 появляется шум в тенях, но его практически незаметно. Отлично для маленькой матрицы!
Продолжим с тестами и посмотрим, как работает следящий автофокус. При хорошем освещении он не рыскает и всегда цепко ведет объект. Лишь при максимальном удалении автофокус временно теряет объект, но вскоре снова находит его и уже не отпускает. Тут алгоритм Panasonic можно назвать одним из лучших на рынке. За последнее время нечто подобное мы видели только у в два раза более дорогого флагмана Olympus, а вот популярные камеры Sony (с обоими размерами сенсора) на такое пока не способны. Посмотрите небольшой ролик и вы все поймете:
Хочется добавить, что впервые за долгое время мы видим адаптивную и очень быструю работу автофокуса. Система отрабатывает уверенно и четко. В некоторых ситуациях, особенно при работе с искусственным освещением, есть небольшие рысканья, но они практически незаметны и потеряв фокус, камера почти всегда незаметно для зрителя ловит его обратно. Безусловно, лучше снимать фокусируясь вручную, но если вы новичок — следящий автофокус плюс стабилизация сделают ваши первые съемки куда более комфортными. А вот побороть строб (flickr) от искусственного освещения можно было бы и автоматически, но, увы, даже несмотря на выдержки, кратные колебаниям напряжения в сети, добиться равномерной картинки не получилось. Наверняка, поигравшись с настройками еще немного, можно было бы побороть и этот недуг — в меню Panasonic скрыто очень много всего интересного, но, увы, камера пробыла у нас совсем недолго.
Ок. С видео все ясно — Panasonic в своем репертуаре и можно не волноваться ни за качество, ни за функциональность, а минимальные имеющиеся сложности относятся скорее к невозможности за несколько дней в полной мере привыкнуть к новой технике, нежели к каким то серьезным ограничениям.
Переходим к фото, и сразу же к «больному» для многих фотографов вопросу. Мы имеем маленькую матрицу формата Micro 4/3 — «а значит она шумит». Это утверждение совсем не верно по нескольким причинам. Во-первых, мы имеем самое свежее поколение 16 мегапиксельной матрицы от Panasonic. Если посчитать, то плотность пикселей здесь не больше, чем у 99% APS-C матриц современных зеркалкок, а оптика доводит до матрицы чуть больше света — банально из-за меньшего расстояния от задней линзы объектива до матрицы фотоаппарата. В итоге получаем уверенную работу даже на высоких ISO. Смотрите сами — на примерах JPG с активным шумодавом. Все настройки камеры исключительно в дефолтном режиме. Для интересующихся — архив с RAW файлами по этой ссылке.
Если внимательно рассмотреть фото, то очевидно, что можно смело работать на ISO до 800 единиц. ISO 1600 становится для камеры сложным, но вполне преодолимым рубежом, а вот после 3200 ISO смотреть на картинку можно будет только, если уменьшить изображение примерно до 2 мегапикселей (например, до 1920х1080) — это разрешение FullHD, которое характерно для большинства современных телевизоров/мониторов/экранов смартфонов и интерфейсов соц-сетей. В таком разрешении картинка будет прекрасно смотреться и при ISO 12800. А вот 25600 ISO лучше не использовать — цвета плывут непредсказуемо и сильно. Впрочем, если под фильтр да в инстаграм, то и так получится вполне себе ничего 😉 Главное адекватно оценивать свои задачи и не бояться поднимать ISO, согласно той ситуации, в которой ваши изображения будет наблюдать зритель. Маленькая матрица не становится ограничивающим фактором для ночной съемки. Здесь камера показывает себя весьма неплохо, но почему то сильно промахивается по балансу белого — его рекомендуем выставлять вручную заранее.
Еще одна «беда» камер с «маленькой» матрицей, это «невыразительный» рисунок в области размытия, по-простому — «боке» не такое «крутое». Тут можно и согласиться и не согласиться. Давайте посмотрим на кадр ниже.
Нет, автор не надел светосильный объектив, чтобы получить пресловутое и весма выраженное боке. Все куда проще — физика байонета Micro 4/3 позволяет делать объективы с очень короткой минимальной дистанцией фокусировки «МДФ». А чем ближе вы к объекту съемки, тем сильнее размывается задний план, даже если у вас диафрагма F/5.6 да на матрице с кропом 2! Вот прямо как на картинке сверху. Кстати, это китовый объектив Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S и ничего более.
Хотелось бы напомнить, что и в камере, и в китовом объективе есть стабилизаторы, которые работают синхронно. Кадр выше сделан на выдержке 1/25 секунды. А кадр ниже — на 1/13 секунды. И, это скорее типичная ситуация, нежели исключение. Во всей серии практически небыло брака со смазом.
Ок, а как дела с цветом при съемке портрета? В студийных условиях c хорошим светом — все отлично.
На улице же — вообще красота. Просим прощения за то, что в этот раз снимали не так много красивых девушек, как обычно — камера была у нас всего пару дней, да и на улице стоял мороз. Гуляли с коллегой 🙂
Выше на картинке кстати, китовый объектив — и снова приятное размытие заднего плана с четким отделением объекта от фона.
А теперь посмотрим на сложную сцену с передним, задним планом, с детализированным главным объектом.
Очень неплохо. Детализация основного объекта отличная, несмотря на значительное удаление от фотографа. Размытие переднего плана и размытие заднего — аккуратное. Геометрических искажений фактически нет. Здесь стоит вспомнить, что Panasonic LUMIX DMC-G80MEE — камера с новой матрицей без низкочастотного фильтра. По сравнению с предыдущими моделями, детализация возросла примерно на 10% и мы это хорошо видим на кадрах.
Осталось протестировать автофокус в неоднозначных условиях. Увидит ли Panasonic LUMIX DMC-G80MEE контраст сквозь стекло с бликами? Ответ — да, а подтверждение на снимке ниже.
Каждый раз, когда вы берете камеру Panasonic LUMIX DMC-G80MEE в руки, вы получаете возможность творить. Для этого инженеры оснастили прошивку камеры способностью снимать в нескольких черно-белых режимах. Можно использовать и кучу фильтров, изменяющих цвет до неузнаваемости.
Киллер-фича Panasonic LUMIX DMC-G80MEE — супер-режим 4K Photo. Фактически, камера пишет полноценное All-I 4K UltraHD видео, где каждый кадр представляет из себя полноценное изображение разрешением 8 мегапикселей. Обычно этого достаточно для печати фотографий размером до А4. Фишка же режима в том, что камера начинает снимать еще до полного нажатия на кнопку спуска и у вас есть возможность отматывать время назад примерно на 1 секунду. Учитывая, задержку реакции человека, особенно, если вам за 40 — это просто необходимый режим для тех, кто хочет запечатлеть самое удивительное и неповторимое. Важно знать, что камера в режиме 4K Photo старается установить оптимальные именно для фотографии настройки выдержки и диафрагмы, а так же позволяет выбрать соотношение сторон, характерное именно для фото (с одним лишь ограничением — разрешение в итоге будет 8 мегапикселей). Также, можно начать циклическую перезапись видео длительностью до 2 минут. Камера снимает, карта памяти не переполняется, а вы дожидаетесь момента и просто выбираете лучший кадр. Работа функции прекрасно видна в этом видео от Panasonic:
Кроме 4K Photo, у Panasonic LUMIX DMC-G80MEE есть еще немало фишек. Например, авоматизированный брекетинг по фокусу, способный существенно облегчить жизнь тысячам макро-фотографов. Или уникальный на нашей памяти режим пост фокусировки Post Focus. Работает он на удивление классно, расширяя возможности фотографии (особенно портретной и макро) до недосягаемых ранее высот. Как это работает проще всего увидеть на официальном видео Panasonic, представленном ниже. Мы же лишь подтвердим — все прекрасно работает и на практике.
Выводы.
Камера Panasonic LUMIX DMC-G80MEE с китовым объективом Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S — отличное решение для человека, который хочет одновременно сверх-компактную и при этом серьезно оснащенную камеру, но еще не определился, нужна ли ему техника для фотографии или для видео. В обоих сюжетах Panasonic LUMIX DMC-G80MEE позволит получить достойный результат. Для видео этот аппарат подходит, как всегда это бывает у Panasonic, просто отлично. Для фото — у камеры безусловно есть достойные конкуренты, но если принять во внимание оснащенность, получаем очень хорошую беззеркалку с прекрасным китовым объективом. Как показала практика, автофокус в режиме фото очень цепок и прекрасно справляется со статичными сюжетами. Динамика ему дается куда сложнее, но и такой сюжет снять возможно. Не стоит забывать, что Panasonic LUMIX DMC-G80MEE оснащается многими современными фишками: модулем wi-fi для полноценного удаленного управления и передачи фото на смартфон, откидным сенсорным дисплеем, продвинутой двойной системой стабилизации, режимами 4К фото и постфокус и конечно же надежной пыле-влаго защитой. Panasonic LUMIX DMC-G80MEE — совсем не любительское решение, но при этом не подведет и новичка в любом из множества автоматических режимов. Пользоваться камерой удобно, а носить с собой каждый день не обременительно. Наконец, даже с китовым объективом Panasonic LUMIX G VARIO 12-60 мм / F3.5-5.6 ASPH. / POWER O.I.S получаются прекрасные картинки с красивым размытием заднего плана, точной проработкой деталей и отличной цветопередачей.
Редакция Catode.ru благодарит компанию Onlinetrade.ru за предоставленный семпл Panasonic LUMIX DMC-G80MEE
«Если посчитать, то плотность пикселей здесь не больше, чем у 99% APS-C матриц современных зеркалкок, а оптика доводит до матрицы чуть больше света — банально из-за меньшего расстояния от задней линзы объектива до матрицы фотоаппарата.»
В целом неплохо, за исключением этого пассажа. Или автор держит нас за лохов, или сам не понял чего написал.
За лохов держу наверное. Поскольку понимаю как работает магия байонета micro 4/3 и непосредственно lightcentric идеология в его основе.
на сколько камера пригодна для коммерческой фото-видео съёмки?
Или лучше купить Canon 80D?
Прекрасно подходит. Вообще, подходит так камера, для которой есть набор хорошей оптики у вас.
С сайта Panasonic про батарейную рукоятку :»С двумя батареями (одна в корпусе и вторая в батарейной рукоятке)».
Здравствуйте!
Какие хорошие объективы вы посоветуете для съемки видео к этой камере?
Да собственно все Panasonic с Power OIS созданы для видео )