Сегодня состоялся анонс одной из самых интересных камер года — Olympus OM-D E-M5 Mark II, а у Catode.ru уже готов ее полный обзор. За это огромное спасибо официальному представительству Olympus в Москве, благодаря которому камера у автора появилась заранее и с ней получилось познакомиться во всех деталях.
Итак. Olympus OM-D E-M5 Mark II — это продолжение удачной линейки Olympus OM-D с матрицами формата микро 4/3. Линейка Olympus OM-D включает в себя компактные, стильные и продвинутые камеры для фотографов, предпочитающих работать и путешествовать, получая максимальное качество картинки в любых условиях. Основная особенность камер Olympus OM-D — наличие встроенного стабилизатора, позволяющего в большинстве случаев обойтись без штатива или даже без стедикама при съемке видео. В Olympus OM-D E-M10 стабилизатор попроще — 3х осевой, а в остальных камерах он 5 осевой.
В Olympus OM-D E-M5 Mark II производитель пошел по пути революционного развития технологии и предложил не только безусловно самый эффективный стабилизатор на рынке (знаю людей, способных при его помощи делать резкие кадры при выдержке до 2 секунд с рук), но, главное, в Olympus научились управлять положением матрицы удивительно точно. Olympus OM-D E-M5 Mark II способен снимать кадры, быстро смещая матрицу попиксельно 8 раз для получения большей детализации снимков. При этом вместо родных 16 мегапикселей, фотограф получает снимок разрешением 40+ мегапикселей. 40мп — сразу в качестве камерного JPG, а ORF (RAW) файл содержит информацию аж о 64 мегапикселях.
Если использовать специальный плагин для Photoshop, который пока что не вышел, но скоро появится в свободном доступе, можно будет получить все 64 мегапикселя в итоговом изображении. Столь высокое разрешение картинки действительно повышает детализацию и позволяет разглядеть даже те детали, которых на 16 мегапиксельном снимке, сделанном с хорошей оптикой просто не разглядеть. У нас была возможность не только сравнить 16 и 40 мегапиксельные кадры между собой, но так же сравнить результаты с профессиональными полнокадровыми зеркалками — результат удивительный.
В студийных условиях возможна конкуренция с такими мегапиксельными гигантами, как Sony A7R, а на улице, в режиме архитектурной съемки, Olympus OM-D E-M5 Mark II способен переплюнуть Canon EOS 6D или 5D Mark III.
И раз уж речь зашла о студийной съемке, то стоит отметить, что просто так Olympus OM-D E-M5 Mark II со студийным светом не синхронизировать. Самая короткая выдержка для студийной съемки в режиме высокого разрешения составляет всего 1/20 секунды. За это время вспышка должна сработать несколько раз. Я использовал Falcon Eyes GT-480 в режиме FP (высокоскоростная синхронизация с длительностью импульса до 1/11000 секунды) и проблем не возникло. Разве что, подключаться пришлось не через радиосинхронизатор, а через кабель PCSYNC. Как удалось выяснить — можно работать и с более распространенными источниками, способными на минимальной мощности перезаряжаться достаточно быстро, например, с Profoto D1 500. Ниже приведен как раз снимок, сделанный именно со студийным светом.
Еще одно нововведение Olympus — тихий затвор с электронной шторкой. Традиционная «профессиональная» выдержка 1/8000 для него не предел. В некоторых режимах, камера способна снимать абсолютно беззвучно (театральные фотографы оценят), при этом, выдержка может составлять до 1/16000 секунды!
Это, мягко говоря, прорыв, особенно учитывая, что с заблокированным автофокусом камера способна разгоняться до скорости протяжки в 10 кадров за секунду. В режиме с активированным следящим автофокусом скорость серийной съемки составляет 5 кадров в секунду.
Что касается цепкости следящего автофокуса, то тут Olympus предстоит еще немного поработать — при съемке спорта (мини-футбол) на объективы Olympus 45/1.8 и Olympus 17/1.8 я получил довольно много технического брака. Впрочем, позже я добавлю в данный обзор тест с истинно спортивным Olympus 40-150 F/2.8. Возможно, с ним ситуация будет куда лучше.
Зато с цепкостью покадрового автофокуса проблем нет никаких — даже в сложнейший условиях с ультрафиолетовой подствекой камера стабильно наводилась на резкость. Помогает автофокусу встроенная яркая ИК подсветка — она, кстати, не так раздражает, как белая лампа или импульсы вспышки. Режим фокусировки на лице или даже на отдельном глазе работает безукоризненно. Камера всегда находит лица и всегда фокусируется куда указал фотограф. Это очень приятно и сильно снижает количество технического брака при съемке людей — его практически нет.
По-настоящему долгожданным стало обновление видео-режима (OM-D Movie Mode), предлагаемого владельцам Olympus OM-D E-M5 Mark II. Камера научилась снимать FullHD видео при 60 кадрах в секунду с прогрессивной разверткой с битрейтом до 77 мегабит/с. Появился режим съемки с 3.13 кратным изменением скорости воспроизведения (ускорение/замедление). Имеется вход на наушники, а при использовании специальной ручки Olympus HLD-8G, появляется отдельное гнездо для подключения наушников и мониторинга записываемого звука. Несжатый вывод видео по HDMI — так же в наличие.
Видеорежим в Olympus OM-D E-M5 Mark II идеален для энтузиастов и любителей. Здесь нет 4к видео или дополнительных профессиональных фишек, назначения которых не понять неподготовленному оператору. Однако, абсолютно точно, видео, снятое на Olympus OM-D E-M5 Mark II, будет стабильным. Обновленный 5 осевой стабилизатор избавляет владельца камеры от необходимости использовать неудобные стедикамы. Камера плавно отрабатывает пролеты и скрадывает тряску и дрожание при перемещениях оператора.
Здесь можно скачать оригинал динамичного ролика, снятого на Olympus OM-D E-M5 II.
Не мало обновлений и в эргономике Olympus OM-D E-M5 Mark II. Самое важное — появление откидного и поворотного 3″ дисплея исключает любое неудобство при съемке селфи или при работе со сложных ракурсов.
Дисплей не обзавелся мультитачем, но по прежнему камера прекрасно управляется нехитрыми жестами или емкостным стилусом. Последний факт особенно важен для съемок в мороз. Почти все параметры камеры выставляются из сенсорного меню не снимая перчаток. И тут нельзя не отметить, что камера шикарно отрабатывает в мороз. Тогда, как в инструкции к любой другой камере есть четкое указание не снимать при температурах ниже 0 градусов по шкале Цельсия, в инструкции к Olympus OM-D E-M5 Mark II планка понижена до -10 градусов, а у меня по факту получилось произвести весьма долгую съемку на морозе в -26 градусов по шкале Цельсия.
Если бы мне пришлось снимать перчатки — я наверняка за два часа отморозил бы пальцы. Кстати, во время такой съемки обнаружилась одна особенность прошивки фотоаппарата — несмотря на то, что камера показала критически низкий уровень заряда аккумулятора на улице, стоило мне войти в помещение и в течение 5 минут отогреть аккумулятор, как индикатор снова стал полным и позволил снять еще много кадров. В итоге, за 9 дней, которые камера провела у меня на тесте, включая 2х часовую съемку на морозе, полностью заряженный аккумулятор так и не разрядился! И это при том, что несколько кадров были сделаны с комплектной внешней вспышкой, которая питается исключительно от аккумулятора камеры. На момент написания обзора было сделано 452 кадра.
Кроме морозостойкости, заявлена и защита от воды. Причем, не просто от брызг, но и от попадания струй воды. Например, OM-D E-M5 Mark II можно помыть под краном!
О комплектной вспышке Olympus FL-LM3 можно сказать следущее — она удобна, ничего оне весит, при этом позволяет без негативных эффектов поджигать студийный свет, а так же управляет выносными всышками Olympus. Поворачивать и наклонять голову вспышки можно точно так же, как у топовых моделей — в любом направлении. Это крайне удобно. Мощности вполне хватает на подсветку теней при ярком солнце, а в качестве источника отраженного света она эффективна в помещениях с низким светлым потолком.
Колесики управления расположились на верхней панели таким образом, чтобы стало удобней их проворачивать (по сравнению с другими камерами Olympus OM-D). Изменилось и их покрытие для лучшего сцепления с пальцем. Ход колес мягкий, но информативный.
Имеется здесь и фирменный переключатель Olympus, позволяющий мгновенно менять функции всех органов управления камеры. В общем и целом управление понравилось — владельцы других моделей линейки быстро привыкнут к обновлениям.
У меня, как у обладателя небольшой руки, возникли лишь незначителньые сложности с креплением ремешка. Первые 2-3 дня оно реально мешало держать камеру в руках. Однако, у проблемы есть простейшее решение — установка любой из доступных ручек.
Olympus OM-D E-M5 Mark II несет в себе еще одно замечательное изменение, скрытое от глаз. Это замечательный электронный видоискатель — быстрый, с точной натуральной цветопередачей и высочайшей детализацией. Я помню все видоискатели в беззеркалках — и этот невероятно велик. Мне приходится ОСМАТРИВАТЬСЯ, глядя в него — захватить глазом всю площадь уже не получается. Главная же особенность такого видоискателя — соответствие того, что я вижу в нем, тому, что можно увидеть на дисплее камеры и даже тому, что впоследствии выводится на недавно калиброванный экран компьютера. Такого я еще не встречал — всегда была определенная разница. Но не в случае с Olympus OM-D E-M5 Mark II. Что касается задержки видоискателя, особенно на морозе, то похоже, что проблему полностью устранили. Как устранили и еще одно небольшое неудобство. В режиме focus peaking (когда подсвечиваются области изображения, попадающие в резкость) ранее была доступна подсветка белым и черным. В случае с OM-D E-M5 Mark II доступна подсветка еще несколькими цветами, что иногда очень удобно.
Каждый раз, когда появляется новая камера, все сразу же бросаются изучать ISO. Это действительно важный параметр, но слишком специфичный, чтобы оценить его однозначно. Где то зерно приятное, где то теряются детали, где то хорошо сохраняются цвета, где то неплохо передаются скинтона, а где то лучше забыть о всех ISO выше 1600 единиц. С вашего позволения, я приведу картинки, снятые с самыми распространенными значениями ISO, а каждый сам сможет решить — какое ISO для него рабочее. От себя лишь замечу, что моя планка качества остановилась на значении 8000 ISO, а большие значения я бы стал использовать только в крайнем случае.
OM-D E-M5 Mark II еще и камера с автоматическими режимами съемки. Это так же стоит использовать. Например, существенно картинку меняют встроенные фильтры. Ниже я приведу пример, где можно оценить эффект от различных встроенных фильтров. Стоит учитывать, что многие фильтры дополнительно поддаются настройке.
Традиционно, Olympus OM-D E-M5 Mark II можно управлять удаленно. Доступны два варианта. Ставшее привычным управление по Wi-Fi с помощью мобильных приложений для iOS и Android (которые нужно обновить — сразу после анонса вышли новые версии с поддержкой камеры) и недавно появившаяся возможность удаленной съемки с компьютера с помощью приложения Olympus Capture или сторонней программы PhaseOne CaptureOne. Ранее данная возможность была доступна лишь владельцам Olympus OM-D E-M1, но теперь удаленная съемка возможна и с Olympus OM-D E-M5 Mark II. К сожалению, заставить камеру работать в режиме высокого разрешения при подключении к ПК у меня не получилось.
О таких камерах, как Olympus OM-D E-M5 Mark II можно рассказывать очень долго. Но лучше один раз посмотреть фото и видео, сделанные для данного теста, а после взять камеру в руки. Самые ближайшие мероприятия, на которых каждый сможет сделать это лично — презентация камеры в магазине Pixel24.ru 8го февраля и большой анонс камеры для России 13го февраля в рамках Международного Фестиваля Фото-Выезд 2015 (foto-viezd.ru). В обоих случаях камеру можно будет взять в руки и вдумчиво на нее поснимать.
Цена на камеру в России составит от 62 990 рублей (за боди)
Что скажете, если сравнивать этот М5 msrk2 с FujiFilm x-t10? (со стабом разница ясна), игтересует цветопередача, работа автоББ, скинтона, работа АФ, структура «зерна»(у фуджиков например очень близка к приятному пленочному, а у олика?)
На вкус и цвет фломастеры разные. В любом случае — у Olympus цветопередача натуральней, а вот на сколько это хорошо — решать вам.
Есть выбор точки фокусировки по дисплею?
Да 🙂
Андрей, выбираю между 12-40 Ф2,8 и новым 14-150ф 4-5,6 II, Olympus камеру беру для тревела, поездок в Европу. Интересно снимать и архитектуру и людей на улицах- репортаж. Что предпочесть?
Первый однозначно!