Камера Fujifilm X-T20 – очень интересный продукт. Фанаты системы X наверняка захотят обновиться именно до этой модели при первой же возможности, а те фотографы, которые только рассматривают переход на беззеркалки, очевидно, заинтересуются интересными способностями и особенностями новинки. Когда речь заходит о Fujifilm X-T20, почти все говорят – это бомба! Еще бы, начинка актуального беззеркального флагмана Fujifilm в доступном исполнении!
В редакции Catode.ru новая камера появилась очень рано и у нас была возможность протестировать Fujifilm X-T20 в течение достаточного количества времени, но так же мы дождались обновления Adobe Camera Raw до версии 9.9, что, наконец, добавило поддержку Fujifilm X-T20 и мы смогли полноценно оценить особенности RAW конвертации, что немаловажно, когда речь заходит о камерах с уникальными матрицами Fujifilm X-Trans. Собственно, к выходу обновленного RAW конвертора и была приурочена публикация данного теста. Давайте приступать!
Хочется написать, что комплектация Fujifilm X-T20 не вызывает никаких вопросов. Фотоаппарат упакован красиво и надежно, а внутри коробки есть почти все необходимое. Нашлась даже хипстерская наклейка. Ход гениальный — очень многие творческие люди клеют такие наклейки на смартфоны и ноутбуки, чем помогают бренду Fujifilm развиваться. Отличная тема!
Что касается самой камеры, то по сравнению с Fujifilm X-T10, которую мы тестировали уже довольно давно, качество материалов и непосредственно сборки возросло. В руках Fujifilm X-T20 ощущается настоящим японским продуктом, собранным со вниманием к деталям. Это же отражается и на визуальном восприятии камеры – смотрится она чудесно, особенно с новыми фиксами вроде Fujinon 50mm F/2.0 R WR (который мы активно использовали в этом тесте). Дизайнеры Fujifilm сохранили преемственность классического дизайна и одновременно добились современного свежего вида техники.
Эргономика Fujifilm всегда был особенной. Во-первых, камеры этого бренда (за исключением новой линейки GFX), не приспособлены для оперативного управления одной рукой. Либо доверяем часть функций автоматике, либо используем обе руки… или смартфон 🙂 Традиционно поддерживается полноценное удаленное управление через мобильное приложение по Wi-Fi.
В Fujifilm X-T20 фотографу будет доступен новый полностью автоматический, интеллектуальный режим Advanced SR AUTO. Всего один клик специального переключателя и фирменные алгоритмы Fujifilm позаботятся о техническом исполнении кадра. Дается это им весьма неплохо. Камера почти не ошибается по балансу белого – особенно на улице. Экспозиция также выстраивается адекватно ситуации. И даже экспопару система обычно подбирает адекватно сюжету, не удлинняя выдержку где не следует. Секрет довольно прост. Инженеры Fujifilm научили X-T20 довольно точно определять сюжет съемки, заложив 58 вариаций в память камеры. Среди прочих это «Пейзаж», «Ночной пейзаж», «Пляж», «Закат», «Голубое небо», «Портрет» и «Движущийся объект».
В руках Fujifilm X-T20 лежит хорошо. Есть небольшой наплыв для надежного хвата. Он совсем небольшой и Fujifilm предлагают использовать ручку Hand Grip MHG-XT10 или даже целый чехол для камеры Leather Case BLC-XT10. В обоих случаях, к сожалению, нельзя использовать внешний аккумулятор. Это сделано, видимо, искусственно, чтобы не создавать излишнюю конкуренцию флагману Fujifilm X-T2.
Справедливости ради отметим, что в Fujifilm X-T20 используется флагманская модель аккумулятора NP-W126S, которая обеспечивает удивительную автономность.
Если использовать настройки по умолчанию, можно практически не беспокоиться за работу от батареи. Автор обзора провел с данной камерой две 3х часовые съемки подряд. Первая была полноценной коммерцией, вторая – творческой, для теста камеры. Так вот, за обе съемки в студии было сделано более 1000 кадров в режиме RAW+JPG (на карте памяти это 2000 файлов). Заряд аккумулятора, судя по показателям индикатора при этом составлял еще 2/3 емкости! При съемке активно использовался основной 3” дисплей и изредка видоискатель (в этом случае большой экран автоматически отключается). Такая автономность для беззеркалки – серьезное достижение.
Наверняка, вам интересно, как расходует аккумулятор камера при съемке видео… Увы, точно определить автономность у нас не получилось по причине трудоемкости процесса. Дело в том, что в Fujifilm жестко ограничили время записи видео в 4К на Fujifilm X-T20. Камера ни в какую не пишет больше 10 минут без остановки. Мы записали 5 десяти-минутных отрезков видео и в аккумуляторе осталось еще немного заряда. По сравнению с большинством беззеркальных аналогов – это более чем достойные показатели.
Секрет прекрасной автономности Fujifilm X-T20, видимо, кроется в главном же недостатке этой камеры. Здесь нет стабилизатора. Более того, многие новые фиксы Fujinon так же лишены стабилизации. Это не только снижает комфорт при работе с камерой в условиях ограниченной освещенности, но так же иногда приводит к появлению микросмаза на кадрах, из-за сверх-высокой плотности светочувствительных элементов на 24 мегапиксельной APS-C матрице. Эффект минимален, но все же присутствует, особенно когда с камерой работает фотограф, избалованный стабилизацией в камерах или оптике других производителей (а стабилизация в том или ином видео сейчас есть практически везде). Эта тенденция, кстати, прослеживается уже не первый год. Не совсем понятно, почему в Fujifilm сейчас, как минимум, допускают выпуск нестабилизированной оптики. Когда матрицы были 16 мегапиксельными – проблемы не было, но с внедрением 24 мегапиксельных матриц все же стоит задуматься об эффективной стабилизации. Совет тут один — используйте почаще электронный затвор и старайтесь укорачивать выдержки до 1/320 секунды и короче при возможности.
Кнопок на корпусе Fujifilm X-T20 достаточно. Меньше, чем у Fujifilm X-T2, но все же более чем достаточно. Многим кнопкам можно назначать различные функции под свои задачи. После небольшой практики, к особенностям управления привыкаешь и даже начинаешь получать особенный кайф от съемки, ведь под контролем все параметры и для каждой операции есть свое колесико или кнопка. Колеса управления, правда, слишком маленькие и не совсем очевидно, что их можно не только крутить, но и нажимать. У автора обзора рука небольшая и ему было работать с камерой абсолютно комфортно, но обладатели крупных пальцев могут ощутить дискомфорт. Единственный орган управления, которого не хватало – джойстик выбора точки фокусировки. С одной стороны это упущение, с другой же – камера оснащена отличным сенсорным дисплеем и выбирать точку фокуса можно оперативно, тапая пальцем по большому экрану, что невероятно удобно. Кстати, этой фишки нет у флагмана Fujifilm X-T2 (зато есть джойстик).
Откидной 3” дисплей яркий, имеет разрешение 1млн пикселей и 1 степень свободы. К сожалению, нельзя повернуть дисплей к себе, глядя в объектив. То есть, для видеоблоггинга камера подходит ограниченно.
Одна из эксклюзивных фишек Fujifilm X-T20 – наличие встроенной вспышки, способной управлять внешними вспышками Fujifilm без проводов. Для каких-то других задач вспышка практически неприменима – уж больно она маленькая и слабая. Ведущее число 5 метров при ISO 100 – этого даже недостаточно, чтобы в солнечный день подсветить тени на лице.
Теперь давайте начнем непосредственно съемку. Тут Fujifilm X-T20 точно не подведет! Флагманская матрица X-Trans CMOS 3 и мощный X-Processor PRO не только гарантируют отменную работу сразу из коробки, но также позволяют надеяться на значительное расширение возможностей камеры в будущем с выходом новых прошивок. Для тех, кто по каким-то причинам не слышал о технологии X-Trans CMOS от Fujifilm напомним, что данный тип матриц принципиально отличается от всего того, что предлагают другие производители. Не углубляясь в дебри технической документации, можно сказать, что цвет матрица Fujifilm интерпретирует несколько ближе к естественному человеческому восприятию, за счет большего числа зеленых ячеек в цветовом фильтре и несколько менее регулярной структуре самого фильтра. Есть у данного решения и некоторые ограничения, которые, впрочем, инженеры Fujifilm успешно обходят и к 3му поколению матриц X-Trans CMOS смогли по большинству параметров обойти классические матрицы.
Начнем с теста по ISO. Поскольку, управление Fujifilm X-T20 не столь очевидно, во время теста не удалось добиться абсолютно одинаковой экспозиции для кадров, снятых на разных ISO, а отсутствие стабилизатора, увы, гарантирует смаз на небезопасных выдежрках. Однако, нам все же удалось собрать «рабочий» набор снимков. Все они сняты с 1 источником света. Он достаточно качественный – это 300W галогеновая лампа прикрытая среднеразмерным софт-боксом от Hensel. То есть, спектр полноценный.
Поскольку это крупный портрет, вы сразу же можете наблюдать как камера работает с кожей. Камеры Fujifilm имеют существенные особенности при передаче полутонов на больших площадях однотонной поверхности (эффект waxy skin), однако, в случае с Fujifilm X-T20 качество в очередной раз подтянули и сегодня можно говорить об уровне, превосходящем почти все APS-C беззеркалки. Впрочем, у каждого может получиться свой результат. Дело в том, что из-за особенностей строения матриц X-Trans CMOS у разработчиков различных RAW конверторов разный подход к математике и итоговая картинка особенно сильно зависит как раз от типа RAW конвертора. Мы использовали исключительно ACR 9.9, поскольку только он официально поддерживает новую камеру на момент публикации теста, но в конце статьи есть архив с характерными RAW файлами для самостоятельных опытов 😉
А вот где Fujifilm X-T20 показывает беспрецедентные результаты, так это в области автофокусировки и репортажной съемки. У нас не было шанса на нерезкий кадр! Если пользоваться всеми возможностями меню и подстраивать автофокус под текущие сценарии съемки, можно гарантировать получение резких по фокусу кадров в любой ситуации!
Вы снимаете постоянно ускоряющийся или замедляющийся объект (гоночный автомобиль)? Нет проблем! Снимаете движущийся прямо на вас с равномерной скоростью объект (самолет) – не забудьте объяснить камере, что происходит и брака по фокусу не будет. Снимаете ребенка? И к этому сюжету камера полностью готова.
Автоматика не всегда корректно определяет сюжеты и единственная сложность заключается в том, что фотограф должен контролировать через меню поведение системы автофокусировки. Если же приучить себя к этой процедуре – все будет всегда прекрасно! Мы опасались, что камера может фокусироваться хуже при отсутствии достаточного количества света, но опасения наши были напрасны – в темноте Fujifilm X-T20 фокусируется практически также быстро, как и на ярком солнце.
Добавляет оперативности и довольно емкий буфер. Для съемки баскетбола или футбола, где требуются длинные серии, камера подходит ограниченно, а вот для большинства бытовых сюжетов – просто отлично! При использовании быстрой карты памяти можно рассчитывать на серии до 60 JPG и до 25 RAW файлов без замедления съемки. На деле предел наступает несколько раньше. Что то радикально ускорить в новых прошивках скорее всего нельзя – камера не поддерживает карты памяти стандарта UHS –II, а это значит, что скорость записи больше 30мб/с будет практически недостижима. При весе несжатого RAW примерно 26 мегабайт, именно скорость записи на карту памяти становится основным ограничивающим оперативность при серийной съемке параметром.
Конечно же, Fujifilm X-T20 имеет кучу фильтров, имитирующих цветную и черно-белую пленку. Традиционно, имитация – одна из лучших в классе, а выбор «пленок» крайне богат – 15 вариантов! Картинки смотрятся сбалансированными по цвету, а имитация пленочного зерна просто шикарна! При этом не создается эффекта «переобработки» изображения.
Одна из самых вкусных особенностей Fujifilm X-T20 – наличие не только механического, но еще и электронного затвора. Поддержка выдержек до 1/32000 секунды является рекордным достижением среди беззеркалок и помогает делать классные снимки при ярком солнце.
Что касается видеосъемки, то тут в Fujifilm в очередной раз «придушили» новинку во избежание излишней конкуренции с Fujifilm X-T2. Ничего криминального. 4К есть, 100мегабит/с есть. Но все же, видео с Fujifilm X-T2 куда лучше поддается пост процессингу благодаря режиму F-Log. То есть, для любительской съемки роликов длиной до 10 минут, Fujifilm X-T20 подходит прекрасно! А вот, если вы планируете снимать под цветокор – выбирайте старшую модель. Тоже касается и более длительных съемок – X-T2 снимает видео с батблоком до 30 минут к ряду. Отдельное гнездо для подключения внешнего микрофона хоть здесь и есть, но инженеры как-будто намекают — ни-ни! Дело в том, что гнездо имеет нетипичный форм-фактор 2,5″ — это меньше привычного «джека от наушников» и для подключения ЛЮБОГО внешнего микрофона потребуется редкий переходник.
Наконец, зачем то инженеры Fujifilm передвинули штативное гнездо с оси объектива. В итоге – видеорежим в камере можно считать чисто развлекательной функцией.
Пример съемки видео на Fujifilm X-T20:
Заключение
Мы имеем продукт из ценовой категории «золотая середина», который обладает множеством вспомогательных функций и даже снимает 4К видео. Безусловно, создана камера именно для фотографии. Умная автоматика, способный автофокус, высокая скорострельность при емком буфере, отличная автономность и наличие огромного парка шикарной оптики Fujinon делают Fujifilm X-T20 отличным выбором для многих фотографов. Многие недостатки камеры появились искусственно, во избежание конкуренции с флагманом. И если некоторые решения инженеров абсолютно логичны и оправданы, то другие вызывают недоумение и практически сводят на нет наличие некоторых классных функций в камере. Фактически, прекрасный видеорежим был нарочно усечен, что нельзя не записать камере в минусы.
Мы можем рекомендовать обновление до Fujifilm X-T20 всем любителям системы X, кроме владельцев X-Pro2 и X-T2. Если бюджет ограничен и вы почти не снимаете видео, Fujifilm X-T20 станет отличным компаньоном и позволит снять много классных кадров практически в любых условиях. Только помните — ронять и мочить камеру не стоит — защиты здесь нет.
Достоинства:
- Стильный дизайн
- Сенсорный экран с мультитач
- Полнофункциональный Wi-Fi
- Шикарная картинка на высоких ISO
- Прекрасная автоматика
- Один из лучших показателей по автономности в классе
Недостатки:
- Оперативное управление только двумя руками
- Слабая встроенная вспышка
- Излишне «зарезанный» видео-режим
- Нет USB 3.0 и нет поддержки UHS –II для быстрой передачи данных
- Большой по размеру несжатый RAW файл
- Нет пылевлагозащиты
Ниже мы приводим ссылку на несколько характерных RAW файлов, которые позволят читателям самостоятельно сделать выводы о качестве картинки в различных сюжетах и условиях. Посмотреть RAW файлы.
Благодарим Российский офис Fujifilm за оперативно предоставленный на тестирование семпл Fujifilm X-T20.
Ещё не так давно было респектабельно держать в руках большой фотоаппарат. Вроде как считалось, что принадлежишь к касте профессиональных фотографов. Сейчас бы с удовольствием перешел на такой мини вариант, но придется думать и о новом свете для него.
О новом свете? :)) Странный вывод.
Благодарю за интересную статью и файлы!
Спасибо за интересный обзор! Нигде в других обзорах не отмечено что резьба под штатив перенесена с оси объектива. Для меня не проблема. Интересно было бы узнать насколько камера уязвима от влаги, например, если попадешь один раз под дождь означает ли это конец для камеры? Или можно вытереть сразу (как мой никон д600) и забыть про это?
Конечно можно и под снег и под дождь. Но на свой страх и риск. От этого камеры не так чтобы мерли часто 🙂
Посоветуйте какую камеру выбрать для начинающих из беззеркалак и зеркалки со сменной оптикой .И модель одной и другой если можете спасибо
Идеальный вариант Olympus OM-D E-M10 Mark III на данный момент, также есть Panasonic GX800. Именно сегодня они оптимальны.
скока стоит
market.yandex.ru — все цены всегда смотреть нужно там