Фото-рынок переживает удивительные времена. Меняется абсолютно все — бренды, казавшиеся иконами, теряют былую популярность. Выясняется, что полный кадр, оказывается, далеко не всегда лучше кропа. Зеркала становятся полупрозрачными или вовсе уходят из конструкции профессиональных фото-камер. Многие фотографы все чаще предпочитают компактные и куда более функциональные беззеркалки, а зеркалки же берут для избранных съемок и то, зачастую в прокат. Возвращается и мода на ретро-дизайн — камеры больше не стремятся делать футуристично обтекаемыми, возвращается в обиход отделка из кожи и металла, снова появляются винтажные колеса управления большинством съемочных режимов. Все это очень непривычно, после технологического бума 2000х и даже начала 2010х. Но нам надо адаптироваться и срочно решать для себя — хорошо ли или плохо то, что происходит?
Поможет разобраться в этом и многих других вопросах новейший беззеркальный флагман Fujifilm X-Pro2. Камера была анонсирована в самом начале 2016 года и первый же экземпляр, добравшийся до России попал прямо в нашу редакцию. Я не торопился с выводами и постарался провести с новинкой максимум доступного времени и несколько важных съемок. Сейчас я готов поделиться впечатлениями после поутихших эмоций от общения с этой японской красавицей 🙂
Внешний вид и управление
Рассказывая о Fujifilm X-Pro2 невозможно не начать с «одежки». У камеры радикальный олдскульный лук. Это узнаваемый дизайн, который вызывает стойкое ощущение, что в руках у тебя пленочный фотоаппарат. Ни один, даже опытный фотограф (близко незнакомый с традициями дизайна Fujifilm) с ходу не признал в Fujifilm X-Pro2 сверх-современный технологичный флагман цифровой эпохи! Вероятней всего, именно такого эффекта и добивались в Fujifilm. Камера привлекает заинтересованные и зачастую восхищенные взгляды. Хотя, однажды меня назвали хипстером — не вижу в этом ничего плохого, но это оборотная сторона радикального дизайна новинки.
Черный металлический корпус, кожаные вставки. Утолщение корпуса в области хвата. Разветвленная система управления со множеством колес, кнопок и даже с загадочным рычажком под указательным пальцем, а также ручное управление диафрагмой для большинства объективов. Никаких сенсорных или откидных экранов! Даже видоискатель здесь на первый взгляд оптический! (Позже выясняется, что видоискатель в Fujifilm X-Pro2 устроен куда сложнее и способен приятно удивить даже самого скептически настроенного фотографа!). Все это заставляет остановиться прежде, чем набраться смелости и сделать свой первый кадр. Когда держишь в руке столь серьезный инструмент, хочется пользоваться им с максимальной эффективностью. Это понимание приходит на уровне подсознания. Когда то у нас была только пленка. Катушка на 36-37 кадров (а то и меньше). Когда то мы обдумывали каждое нажатие на спуск. Сейчас групповая фотография с моим прадедушкой, сделанная в начале 1900х, смотрится настоящим произведением искусства по сравнению с групповыми фото с любой, даже очень дорогой, свадьбы. Люди ценили момент и фотографирование было настоящим искусством. Именно такие мысли приходят в голову когда начинаешь снимать на Fujifilm X-Pro2. Здесь нет иронии или скепсиса — наоборот, я всегда говорю студентам: «Цените свои кадры, любите их, готовьтесь сделать кадр, думайте и никогда не торопитесь — даже если перед вами гоночный автомобиль!»
Fujifilm X-Pro2 управлять можно очень быстро. Все необходимые органы управления под рукой, их количество, а так же особенности интерфейса, позволяют настраивать камеру фактически в спортивном режиме. Колеса быстро и информативно поворачиваются в нужном направления, кнопки программируются, появился выделенный джойстик для выбора точки фокусировка, а колеса управления диафрагмой и выдержкой имеют функцию нажатия.
Загадочный рычажок под указательным пальцем правой руки отвечает за вызов гибридного видоискателя — функции, которая напоминает о временах популярности дальномерок. Все дело в том, что видоискатель у Fujifilm X-Pro2 не просто оптический, как это может показаться при беглом взгляде. Если потянуть рычажок вправо или влево, происходит переключение между режимами его работы. Можно активировать полноэкранный электронный видоискатель со всеми вытекающими: возможностью имитировать экспозицию в реальном времени, просматривать влияние одного из встроенных креативных фильтров на картинку, активировать электронный уровень или выводить множество вспомогательной информации, даже наводиться на резкость в режиме фокус-пикинга. Возможностей масса!
Но самое интересное начинается в гибридном режиме. Активируется микро-экран в углу кадра, который показывает область изображения в истинном центре кадра или все изображение, как его видит камера. То есть, мы смотрим на мир через оптический видоискатель, но в уголке видим маленький электронный дисплей с несколкьими режимами отображения картинки! Наведение на резкость в таком режиме как никогда удобно. Более того, в режиме оптического видоискателя, мы все же видим работу цифровой технологии — область, которую покрывает угол зрения текущего объектива ограничивается белой рамкой, которая даже может менять размер, если используешь зум-объектив. Любители стрит-фотографии и спортивные фотографы наверняка оценят возможность смотреть «за пределы кадра». То есть ловить момент, когда объект съемки не просто окажется у вас в видоискателе, а непосредственно войдет в финальный кадр! Это оригинальный способ кадрировать, который может повлиять на творчество некоторых фотографов, которым станет проще строить кадр, понимая когда и как объект съемки будет заходить в кадр. Главное не забывайте, что волшебный рычажок отклоняется в обе стороны 🙂 Для меня лично это в какой то момент стало полной неожиданностью!
Одна из особенностей эргономики Fujifilm X-Pro2 — перенесенные на рабочую сторону камеры органы управления. То есть, слева от дисплея вы не найдете ни одной кнопки — все они сосредоточены в досягаемость большого пальца правой руки — это необычно и довольно удобно. Левая же управляет зумом и/или диафрагмой.
Не обошлось и без недостатка, который обнаружился во время вечерней съемки. В темноте ни один из органов управления не подсвечивается. Нет возможности управлять камерой и через светящийся экран — он не сенсорный. Белая краска, с помощью которой нанесены надписи на кнопках, не фосфорицирует — даже под UV лампами. К моменту «темной» съемки я еще не достаточно освоился с управлением и у меня возникли реальные сложности с настройкой. Благо, есть режим практически полного автомата. Можно выставить режим А на объективе (автоматический выбор диафрагмы), режим А для ISO и режим А для выдержки. Опять же — на ощупь в темноте сделать все это оперативно было сложно. Зато, после того, как я справился с задачей — камера сама начала снимать весьма недурно. Но об этом чуть позже.
У Fujifilm X-Pro2 оригинальной конструкции не только гибридный видоискатель. Колесо выбора выдержки совмещено с колесом выбора значения ISO. Крутите колесо — выбираете выдержку, поднимаете колесо чуть вверх и крутите — выбираете ISO. Забавно, но этот орган управления на деле оказался вовсе не инновацией. Совершенно неожиданно для себя я обнаружил абсолютно идентичное колесо на пленочном Nikon FM. Один в один — я даже не поверил сначала своим глазам. Во истину, мир фото-техники весьма и весьма узок 🙂 Впрочем, такое же колесо использовалось и самой Fujifilm в классических пленочных камерах.
Продолжая разговор об эргономике, нельзя не отметить позитивные изменения в меню Fujifilm X-Pro2. Во время теста Fujifilm X-T10 я не раз плутал по меню, не имея возможности найти нужный пункт или функцию — на столько обширным оно казалось. В новинке меню существенно «причесали» — особенно в английской локализации. Русская, к сожалению, трудночитаема из-за невероятного количества сокращений. Все-таки, родной язык могуч в поэзии и литературе, но непригоден для дел сугубо технических 🙂 Так вот, за все время теста у меня ни единого раза не возникало желания обратиться к инструкции. Все необходимое лаконично расположилось на своих местах, подчиняясь интуитивно понятной логике.
Все в Fujifilm X-Pro2 говорит о желании производителя позиционировать камеру для вдумчивой, спокойной съемки, когда каждый кадр рождается абсолютно осмысленно. Однако, в дань моде пришлось оставить модуль Wi-Fi. В этом точно нет ничего плохого, ведь Fujifilm X-Pro2 можно управлять удаленно или скидывать кадры на смартфон сразу после съемки. Это удобная современная функция, которая скорее все же дополняет сильные стороны Fujifilm X-Pro2, нежели уводит продукт в строну современной «поп-фото-культуры».
Процесс передачи фото, традиционно для Fujifilm перевернут с ног на голову — вы отправляете кадры из фотоаппарата. Впрочем, появилась возможность выбирать кадры для загрузки и в приложении — на большом экране планшета или смартфона. На работу Wi-Fi, пожалуй, есть только одна небольшая жалоба — стандарт 802.11ac по неведомой причине в 2016 году не поддерживается совсем. То есть, передачу 11 мегабайтных JPG можно было бы сделать чуть быстрее, поддерживай камера новый стандарт WI-Fi. К сожалению, RAW получить на смартфон, как минимум в iOS, невозможно вовсе.
О серьезности намерений Fujifilm завоевать сердца профессионалов говорит наличие у камеры серьезной пылевлагозащиты и двух слотов для карт памяти типа SDHC/SDXC, в том числе один с поддержкой скоростного UHS-II с двумя рядами контактов. Такой набор опций характерен для флагманских профессиональных решений и не остается никаких сомнений, что камера нацелена на самых взыскательных фотографов.
На корпусе Fujifilm X-Pro2 есть несколько разъемов и слотов. Я не буду ничего рассказывать про винтажный резьбовой механизм подключения спускового тростка — это дань стилизации камеры (для бесконтактного управления здесь есть Wi-Fi). Зато, про разъемы расскажу подробней. USB здесь, увы, только версии 2.0. Поддерживая сверхскоростные карты, камера в роли кардридера не дает воспользоваться скоростными возможностями элитных накопителей. Только 33мб/с — не больше с USB 2.0. HDMI порт по умолчанию не может выводить картинку с камеры в режиме LiveView на внешние экраны — только лишь демонстрирует отснятые кадры. Вероятней всего я просто не нашел такой настройки, но велика вероятность, что в Fujifilm X-Pro2 данная функция заблокирована. Не понравился и разъем для микрофона. Да, Fujifilm X-Pro2 прекрасно снимает видео (о чем чуть позже), и может работать со внешними микрофонами, главное найти и купить мягкий адаптер мини-джек на микро-джек.
У камеры нет встроенной вспышки, зато есть мощная лама подсветки автофокуса. Сверху установлен стандартный горячий башмак, совместимый не только с фирменными аксессуарами, но также с любым студийным синхронизатором. Компания буквально пару дней спустя после анонса Fujifilm X-Pro2 представила фирменную стильную и мощную вспышку Fujifilm EF-X500 (с ведущим числом 50 метров).
Заканчивая описание эргономики отмечу отсутствие как в камере, так и во многих объективах Fujinon стабилизации. Впрочем, проблем с работой на повышенных ISO у камеры нет, а значит выдержку во многих ситуациях можно делать чуть короче.
Технические параметры и съемка
Съемка на Fujifilm X-Pro2 — это особенный процесс. Я действительно получил возможность сосредоточиться на кадре. У меня появилась возможность буквально прочувствовать тактильно каждую настройку — все органы управления индивидуальны и имеют хорошую обратную связь.
Первое, что я хотел бы отметить, так это наличие бесшумного режима съемки с использованием электронного затвора. В данном режиме можно запросто работать на открытой диафрагме в солнечный день, установив выдержку на отметку 1/32000 секунды — в данном сегменте никто на рынке не может похвастаться ничем подобным! Механический же затвор отрабатывает выдержки до 1/8000 секунды. Это высший класс — как у топовых зеркалок.
В Fujifilm X-Pro2 установлен новый процессор обработки изображения X Processor Pro и абсолютно новая матрица APS-C X-Trans CMOS III с цветным фильтром уникального строения. Разрешение матрицы подросло до 24 мегапикселей, ISO же при этом удалось сделать выше, чем у матриц предыдущего поколения. Наконец, здесь традиционно для матриц X-Trans совсем нет низкочастотного фильтра, который на большинстве других систем снижает резкость, избавляя от муара. В Fujifilm X-Pro2 с муаром борется мощный X Processor Pro. Добавим сюда рассчитанную специально для беззеркалок оптику и получим картинку, которая не может не нравиться большинству зрителей.
Прежде чем сделать первый кадр — нужно включить камеру. Здесь у беззеркалок всегда были сложности — включались они куда медленней зеркалок. В случае с Fujifilm X-Pro2, похоже, проблема устранена. Старт молниеносен. Первый кадр можно сделать почти сразу после включения камеры. Кстати, меня от полного перехода к беззеркалками как раз останавливало именно это — нельзя увидеть сюжет, вскинуть камеру и сделать кадр, как это происходит с зеркалкой, которая всегда готова ко съемке. Приходится включать беззеркалку, ожидать до пары секунд «загрузку», наводиться на резкость…и сожалеть об упущенном моменте. Повторюсь, Fujifilm X-Pro2 при таком сценарии ведет себя куда лучше любой одноклассинцы, которую мне только приходилось держать в руках.
Не очень понравилась излишняя чувствительность датчика приближения у видоискателя. Иногда он срабатывает при простом взмахе рукой около камеры. Надеюсь, в будущих версиях прошивки эту особенность поправят.
Съемка в режиме покадрового автофокуса доставляет сплошной кайф. Даже со светосильными объективами на открытой диафрагме промахов в данном режиме фактически нет. У меня почти не было технического брака по фокусу при работе с Fujifilm X-Pro2 на довольно ответственных съемках в самых разных условиях освещения.
Что касается режима, в котором камера отслеживает перемещение объекта, отслеживая его перемещения по кадру, то здесь все очень сильно зависит от объектива. Среди объективов, которые мне довелось попробовать с Fujifilm X-Pro2 зум FUJINON XF16-55mm F2.8 R LM WR оказался самым расторопным, обеспечивая близкий к молниеносному автофокус, новейший FUJINON XF35mm F2 R WR несколько озадачил небольшим отставанием по скорости от зума (в компании Fujifilm мне пояснили, что это может быть связано с тем, что на руках у меня была не совсем серийная камера, прошивка которой будет обновлена до запуска в серию, да и для объектива ожидаются обновления), а вот заслуженный FUJINON XF35mm F1.4 R, увы, работал с Fujifilm X-Pro2 ощутимо медленней ожидаемого — скорость автофокусировки стабильно оставалась не выше грани разумного. Стоит отметить, что это один из самых старых объективов в системе и ждать от него рекордов скорости сегодня не рационально.
Скорость серийной съемки со следящим автофокусом достигает 8 кадров в секунду. До сумасшедших значений в 12-14 кадров в секунду у топовых зеркалок пока далеко, но 8 кадров в секунду — это уже уровень как минимум зеркальных APS-C флагманов. Камера способна записать до 33 RAW кадров на быструю карту памяти до заполнения буфера (или до 27 несжатых RAW файлов, размером 50.2 мегабайта каждый). Камера способна записать до 83 JPEG до заполнения буфера при максимальном темпе съемки, но стоит «замедлиться» до работы со скоростью примерно 3 кадра в секунду, как можно говорить о съемке до заполнения карты памяти без пауз (кроме съемки в несжатый RAW — там буфера хватит «всего» на 36). Удивительная расторопность для беззеркалки!
Наконец, стоит отметить и тот факт, что матрица фактически полностью покрыта множеством точек автофокуса (273), многие из которых обеспечивают мгновенную фазовую автофокусировку (77). Для удобства фотографа под большим пальцем есть выделенный джойстик для наведения на резкость. Можно выбирать зону автофокуса — от сверх-малой, до обширной и тонко настраивать режимы работы этого модуля в различных задачах.
Три вопроса, которые идут бок о бок, когда речь заходит об абсолютно новой платформе для производителя фототехники, я составил на вкусное 🙂 ISO, динамический диапазон и цветопередача. Что же можно сказать об абсолютно новой Fujifilm X-Pro2?
Производитель заявляет, что новая матрица способна работать на ISO вплоть до 51200 единиц. Это конечно здорово, но даже 25600 ISO, как это обычно и бывает, подходят только для экстремальных съемок, желательно в ЧБ. Зато можно с уверенностью говорить, что 12800 единиц ISO камере по плечу, если речь о режиме репортажа или стрит-съемки. Абсолютно чистой картинка остается вплоть до ISO 800, более чем терпимо отрабатываются ISO 1600 и даже 3200. А вот 6400 и, собственно 12800, повторюсь, хороши именно для картинок, которые точно будут уменьшены для публикации в интернет. В этом случае практически невозможно определить, что использовались такие высокие значения чувствительности. И это здорово — для APS-C беззеркалки вдвойне здорово! Даже шумодав здесь относительно деликатен к деталям. Я часто отключал его, выставляя резкость в настройках JPG в минус и получал более интересную по детализации картинку на высоких ISO — но в случае с Fujifilm X-Pro2 можно не «заморачиватсья» на такие мелочи — разницы практически не заметно.
Цветопередача — параметр, который очень сложно оценить объективно. В случае с Fujifilm X-Pro2 можно смело сказать, что с цветопередачей нет никаких проблем. Камерный JPG отлично сбалансирован. Цветовые переходы, градиенты — прорабатывать очень аккуратно. Могу сказать, что мне очень нравится работа с цветом у полнокадровой 16 мегапиксельной Nikon Df и по сравнению с этой камерой Fujifilm X-Pro2 выступила абсолютным молодцом не смотря на компактную многомегапиксельную матрицу. Преимущества полного кадра с огромным по современным меркам пикселем практически нивелируются совокупностью технологических достижений, заложенных в камеры Fujifilm нового поколения. Плотность цвета, тональные переходы — не пустые слова, когда рассматриваешь картинку с Fujifilm X-Pro2. Широта возможностей по редактированию 50 мегабайтного RAW файла у новой платформы, пожалуй, самая широкая на данный момент. Традиционно сильные в этом плане матрицы от Sony однозначно получили серьезного конкурента в лице APS-C X-Trans CMOS III.
Нельзя не отметить наличие в Fujifilm X-Pro2 большого количества предустановок для имитации классических пленок. Пользоваться этим функционалом или нет — решать вам. Лично я предпочитаю доводить изображение в Photoshop, однако именно в этой камере появилась дополнительная опция, позволяющая имитировать пленочное зерно (и даже его интенсивность) и тут то моя уверенность в силах Photoshop дрогнула. Признаюсь, я с удовольствием использовал новую предустановку ARCOS с зерном. Результат мне очень нравится. Особенно, если снимать женский портрет.
Динамический диапазон опять же на удивление широк. Фотографу доступна возможность проработать одновременно и яркие участки кадра и собрать максимум информации в тенях. Техника не стоит на месте и то, что раньше вполне могло оказаться техническим браком, сегодня запросто тянется в графических редакторах. При чем, на файлы с Fujifilm X-Pro2 прекрасно реагируют не только RAW конверторы от Adobe (Lightroom и ACR), но так же экзотические инструменты вроде SILKYPIX Developer Studio. Отдельное спасибо Fujifilm за столь оперативную работу с производителями софта — не каждый может похвастаться такой расторопностью — иногда мне приходится задерживать обзоры камер на месяцы, дожидаясь выхода обновления хотя бы от Adobe.
Во время теста Fujifilm X-Pro2 под рукой оказался Nikon D800E с новейшим Nikkor 24-70 F/2.8 VR. Понятное дело, что я решил сравнить возможности этих камер. Бой был неравным и победителем… вышла Fujifilm X-Pro2! В очередной раз подтверждается закон — рассчитанная под беззеркальную систему оптика даже при меньшем количестве мегапикселей на матрице беззеркалки, позволит получить детализированную картинку и избавит фотографа от ненужных оптических проблем. Смотрите и сравнивайте сами. Два кадра ниже говорят за себя сами. Да, линии у Nikon D800У кажутся более ровными, без «лесенок» — 36 мегапикселей делают свое дело. Но резкость куда выше у Fujifilm X-pro2 с ее 24 мегапикселями. Плюс FUJINON XF16-55mm F2.8 R LM WR под орех уделывает фактически эквивалентный ему Nikon Nikkor 24-70 F/2.8 VR во всем, что касается цвета и хроматики. В итоге, изображение с беззеркалки выглядит лучше.
Слабой стороной любой камеры Fujifilm X в прошлом была видеосъемка. Даже в довольно новой X-T10 с этим режимом были определенные сложности. Матрица предыдущего поколения не очень хорошо отрабатывала съемку в движении, проявлялся эффект Rolling Shutter. В случае с новинкой этой проблемы нет. Все — от кодека (MPEG-4 AVC / H.264) до следящего автофокуса работает корректно и даже звук (стерео!) на встроенный микрофон пишутся уверенно. Конечно, перед нами не кино-камера, но со штатива записать красивый видеоролик можно запросто. Поддерживается запись FullHD видео с частотой кадров до 60 в секунду с прогрессивной разверткой.
Пример видео, снятого на Fujifilm X-Pro2 (95мб)
Аккумулятор в случае с Fujifilm X-Pro2 имеет емкость чуть менее 1300mah, есть китайские аналоги до 1900mah. В любом случае, у меня всегда была возможность снимать рабочий день. Однажды от одного заряда я сделал более 500 кадров на улице до предупреждения о том, что аккумулятор разряжается.
Выводы.
У Fujifilm получилась отличная премьера «второго эпизода» для прекрасного сериала «Fujifilm X-Pro». Камера аутентична — узнаваема, прекрасно собрана, работает отлично, напичкана современными технологиями до отказа. И при всем при этом выдает очень приятную картинку, а так же предельно натурально имитирует классические пленки Fujifilm. Снимать на такой инструмент комфортно и, что немаловажно, — надежно. Пыле-влаго защита, неубиваемый магниевый корпус, поддержка двух быстрых карт памяти, емкий аккумулятор, Wi-Fi для полноценного управления аппаратом удаленно — это черты профессионального инструмента.
Добавим сюда новую шикарную матрицу и высокую производительность процессора, а так же широкие возможности при работе с затвором. Не стоит забывать, что с выходом вспышки Fujifilm EF-X500 и шикарного спортивного телевика FUJINON LENS XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR экосистема фактически получила вообще всю необходимую профессионалу линейку объективов и аксессуаров, в каком бы он жанре не работал. Мы в catode.ru считаем, что Fujifilm X-Pro2 — одна из немногих, если не единственная беззеркалка на данный момент, способная стать верным товарищем даже самого хардкорного профи.
Галерея фотографий, снятых на Fujifilm X-Pro2 за время теста. Отдельно по ссылке можно загрузить ахрив с характерными RAF (RAW) файлами для самостоятельного дальнейшего изучения. Изображения приводятся в некоммерческих целях только для личного использования!
Спасибо за обзор! У меня главный вопрос при переходе с X-T1 насколько удобно держать камеру в руках с большим объективом 16-55 или все же эта камера создана для компактых фикс?
Удобно. Еще будет грип отдельный для тех, у кого большая рука.
понятно. практически нет фотографий камеры с объективом 16-55 очень интересно, как работает видоискатель с зумом.
Как и написано в тексте — видоискатель отображает белую рамку, которая меняет свой размер в зависимости от положения зума. Этт позволяет предугадывать куда и как войдет вкадре объект съемки — полезно доя стрита. Разумеется, в режиме оптического видоискателя.