Выбор фото-техники — вопрос ответственный. И особенно сложно выбрать комплект техники для путешествий, где важно не только качество картинки, но вес и удобство доступа ко всему что необходимо фотографу в пути. Часто оказывается, что подобрать камеру, оптику и штатив даже проще, чем выбрать “свой” фото-рюкзак.
Рюкзак для путешествующего фотографа, это куча неочевидных мелочей! Мало кому удается быстро найти тот самый рюкзак, ведь вокруг такое многообразие вариантов, в идеал почему то оказывается сложно достижимым. Я, к примеру, перебрал около десятка различных вариантов, прежде чем остановился на конкретной модели рюкзака.
Рюкзак для фотографа-путешественника должен быть вместительным и при этом легким, с большим количеством отдельных карманов разного размера и степени доступности, он должен обеспечивать безопасное хранение техники, а одновременно удобство и комфорт переноски. А если в рюкзаке есть еще и отделение под личные вещи, то цены ему не просто нет!И таким рюкзаком для меня стал Manfrotto 3N1-36. Я прошел с ним несколько походов и спешу поделиться впечатлениями.
36 литров объема Manfrotto 3N1-36 разделены на две части. В верхней — отделение для личных вещей и несколько карманов, в том числе сетчатый, куда я убираю жесткие диски и документы. Верхняя — отделение для техники. Стенку между отделениями можно вынуть и превратить рюкзак в монообъемный либо только для техники, либо только для вещей, что делает Manfrotto 3N1-36 полезным не только в фото-путешествиях, но и в повседневной жизни.
Распределяемая загрузка — главная фишка Manfrotto 3N1-36. Стандартный набор разделителей, больших и довольно плотных, позволяет разместить в рюкзаке камеру Nikon D810 с установленным на ней стандартным зумом Nikkor 24-70, широкоугольник Nikkor 14-24, телевик Tamron 70-200 f/2.8, а также супер-теле объектив вроде Tamron SP 150-600 или Nikkor 200-500 (все это в моем, разумеется, случае — в вашем набор техники может быть иным). Этот внушительный комплект займет все место в основном отделении, но если отказаться, например, от габаритного супер-телевика, то в освободившееся место войдет до 3-4 фиксов. Благодаря специальным окнам в боках рюкзака, можно получить доступ к технике, скинув рюкзак на одно плечо.
Если вынуть практически все разделители, то Manfrotto 3N1-36 из фотографического превратится в… коптерный! По карманам и отделениям можно разместить сам коптер, пульт, зарядку (стандартную и автомобильную) и до семи (!!!) аккумуляторов. Создатели этой сумки подошли к вопросу очень серьезно. Расположение главных разделителей и высота рюкзака подобраны так, чтобы в отделение для техники идеально влезала любая модификация дронов DJI Phantom. Более того, по углам вшиты специальные уплотнители, которые не позволят двигателям коптера рвать рюкзак. После того, как в моем арсенале появился DJI Phantom 4 Pro, из штатного кофра он сразу же переехал в Manfrotto 3N1-36. Если считаете, что мягкий рюкзак может представлять опасность для дрона во время транспортировки — поспешу успокоить. Мой Phantom 4 Pro путешествовал в этом рюкзаке по Байкалу, трясся в “Буханке” в степях Казахстана и ехал на коне по перевалам где то в Северной Осетии, но все еще цел и бодро летуч. Плотные разделители неплохо защищают коптер от ударов и тряски. Хитрая система молний и ограничителей позволяет распахнуть только техническое отделение для быстого доступа к коптеру или камере, отделение для личных вещей для доступа сверху или всю верхнюю крышку рюкзака целиком.
Теперь я путешествую с двумя рюкзаками. Но, к сожалению, не всех это радует так же сильно, как меня. Например, сотрудники авиационной безопасности при виде двух рюкзаков в ручной клади недовольно вскидывают брови. Пока меня пускали в самолет и не просили покупать дополнительное место для второго рюкзака, но кто знает, что взбредет безопасникам, которых я встречу в следующем путешествии. Но я не готов отказываться от качества картинки Phantom 4 Pro. Для таких, как я, рюкзак Manfrotto 3N1-36 предоставляет возможность уложить вообще всю технику в один рюкзак. Правда, для этого придется отказаться от громозкой зеркалки в пользу беззеркальной камеры. Но в этом случае я смогу запихнуть в рюкзак кроме Pantom с тремя аккумуляторами, но еще и камеру с 3-4 объективами. Вся техника, наземная и воздушная, в одном рюкзаке — мечта фотографа-путешественника!
Теперь о комфорте. Спинка у рюкзака мягкая и умеренно плотная. Ткань на спине неплохо дышит и не натирает, а опытный альпинист, которому пришлось носить мой Manfrotto 3N1-36 во время экспедиции в Казахстан, сказал, что этот рюкзак очень даже ничего. Лямки Manfrotto 3N1-36 можно переставить крест-накрест или вообще снять одну лямку и превратить рюкзак в слинг — отсюда и название 3N1.
Радость путешественника — карманы. Здесь с ними все в порядке. Три кармана в отделении для личных вещей, по два больших и маленьких кармана снаружи рюкзака и отделение на спине, куда вмещается 15-дюймовый ноутбук. Этого достаточно, чтобы логично распихать все фотогарфическе мелочи от светофильтров до проводов и аккумуляторов. На окнах для бокового доступа к технике есть пара эластичных карманов, в которые можно вставить небольшую бутылку воды. Также в комплект входит небольшая сумка на молнии, куда вмещаются все мои зарядки или пара аккумуляторов для Phantom 4. На случай дождя в комплекте с рюкзаком идет влагозащитный чехол. Для штатива на рюкзаке предусмотрено центральное крепление — широкий кармана с парой затяжек. Такое расположение штатива удобней, чем боковое, так как как рюкзак равномерно нагружает оба плеча. Однако любой тяжелый и длинный штатив сильно оттягивает рюкзак назад и «отрывает» его от спины. Для фанатов снимать свои путешествия от первого лица в этом рюкзаке есть совсем уж специфическая шутка — небольшой кармашек и затяжка для крепления селфи-палки с action-камерой. Штука забавная, но ее полезность весьма спорная, поэтому немного раздражает, что эластичная петля-затяжка вшита в рюкзак так, чтобы ее было невозможно снять. Она будет болтаться у вашего правого плеча, смиритесь — или заведите себе уже видеоблог!
В своих путешествиях я достаточно поиздевался над Manfrotto 3N1-36, и это позволяет мне судить не толко о его удобстве, но и о надежности. На сегодня у рюкзака не разошелся ни один шов, молнии работают исправно, а липучки (ахиллесова пята его прямого предшественника) уверенно липнут.
Сложно выделить в этом рюкзаке какие-то минусы. Возможно, специально для эксплуатации в путешествиях, дно рюкзака стоило бы сделать из жесткого непромокаемого материала. Ну и немного раздражают клипсы для фиксации карманов быстрого доступа к технике — они постоянно лезут под руку, когда вы пытаетесь залезть за камерой через боковое окно. Пожалуй, было бы неплохо иметь пару петель с боков рюкзака для крепления одежды, ведь если вы несете в рюкзаке коптер, то половина отделения для личных вещей будет занята пультом. Но легкую толстовку можно вполне запихнуть под верхнюю ручку для переноски, из которой она никуда не денется — проверено. В целом, перед нами отличный удобный и комфортный рюкзак для путешественника и фотографа. Наземного и воздушного.
Автор обзора Антон Агарков. Фотограф, путешественник, организатор невероятных по насыщенности фототуров.