Fujifilm X-T10 — камера для ценителей красивой картинки

Предисловие

Как ни странно, именно с беззеркалок и началась моя карьера журналиста в области фототехники. В конце 2008 года ко мне на тест для журнала Digital Photo попала замечательная беззеркалка от Panasonic и после  себя оставила настолько яркие впечатления, что к новому на тот момент сегменту рынка я стал приглядываться крайне внимательно.

Примерно до 2012 года на этом рынке царила относительная тишь да гладь. Производители экспериментировали с форм-факторами, с функционалом, и конечно же, формировали главное — свои парки оптики. В 2012 же году я впервые познакомился с беззеркальной системой Fujifilm X-PRO. Что то меня порадовало, а что то нет и для себя я знакомство с техникой этого производителя на тот момент поставил на паузу, продолжая тестировать и пользоваться в повседневной жизни беззеркалками других производителей.

426437

И вот летом 2015 года Fujifilm в моем понимании «перезагрузила» свою линейку, выпустив глобальное обновление прошивки для текущего флагмана и новую камеру в самом на данный момент актуальном классе — «для энтузиастов за 40 000 рублей». Как мне кажется, сегодня именно такую сумму способны потратить фотографы, которые интересуются фототехникой, снимают активно и хотят лучшую технику, но при этом уже почувствовали на себе все прелести «новой экономической ситуации», когда зарабатывать фотографией становится все сложнее, да и клиенты постоянно повышают планку требований по технической и художественной составляющим фотографии. Так в руки ко мне попала Fujifilm X-T10 и пара объективов: Fujifilm XF 56mm f/1.2 R и Fujifilm XF 27mm f/2.8. Я провел с камерой достаточно времени и сделал для себя несколько занимательных выводов, о чем и напишу подробно ниже.

Выводы сначала

Традиционно, для тех, кто не готов читать многостраничный обзор, я напишу основные выводы сразу.

Fujifilm X-T10 представляет из себя очень интересный продукт. Камера выдает шикарную картинку почти при любом уровне освещения. Особенно нравится, как камера обрабатывает картинку и позволяет получить готовый к использованию JPG сразу же без необходимости что-либо докручивать в графическом редакторе. Именно с Fujifilm X-T10 я гораздо больше кадров стал делать именно в JPG, а не в RAW, поскольку сам так красиво обработать картинку  наверное не смогу.

Управление камерой по крайней мере в начале, не столь оперативно, как я привык. Однако, здесь скрывается один удивительный факт. Поскольку полностью вслепую я управляться с камерой так и не научился, получалось каждый раз думать о кадре чуть больше, чем обычно. Мои фотографии стали лучше! Может, мне так просто кажется, но уже само это ощущение прибавляет уверенности и творческих сил. Я стал специально брать именно Fujifilm X-T10 на съемки, когда важно хорошенько продумать кадр, а не «поливать» по сторонам.

Автофокус работает уверенно и очень точно. Количество брака по фокусу в среднем ниже, чем на других системах. При чем, даже в условиях слабого освещения и при спортивном репортаже. Камеры с маленькой матрицей избаловали высокой скоростью, а здесь матрица покрупнее и оптика побольше. Все это делает систему самую чуточку менее отзывчивой, но в итоге это опять же оборачивается плюсом — дольше ожидание, но меньше промахов по фокусу как итог.

Объективы, которые были у меня на тесте, а также те, что я успел опробовать дополнительно мне очень понравились. В системе есть как сверх-компактные «блинчики» вроде Fujinon XF 27mm f/2.8, так и красиво рисующие фиксы вроде Fujinon XF 56mm f/1.2 R или Fujinon XF 35mm f/1.4 R. Даже «китовый» Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS и тот на голову громит аналоги из зеркальных систем.

Видео Fujifilm X-T10 пишет без проблем. Поддерживаются все актуальные стандарты, кроме 4K. Детализация видеороликов высока, кодек уверенно справляется с хаотичным движением по всему полю кадра. Звук можно писать на внешний качественный микрофон.

Не обошлось и без небольших недостатков — Fujifilm X-T10 собрана надежно и качественно, но все же пластика в отличие от той же Fujifilm X-T1, многовато. В Fujifilm X-T10 отсутствует стабилизатор, нет его и во многих фиксах.  Нет здесь и некоторых характерных для современных камер данного класса фишек, вроде сенсорного дисплея или возможности управления внешними вспышками.

Если для вас самое главное — кадр, если вы хотите сразу из камеры получать максимально качественные фото, иногда снимать видео, если вам нравится шикарный парк совместимой оптики и вы не гонитесь за максимумом технических наворотов — Fujifilm X-T10 ваш выбор с совершенно правильным ценником. Fujifilm X-T10  безусловно стоит своих денег.

А теперь обо всем об этом и о многом другом подробнее 🙂

Эргономика 

Когда впервые берешь камеру в руки, даже если уже давно только и снимаешь на беззеркалки, чувствуется малый вес и существенная худоба камеры. С одной стороны — самое главное для компактных системных камер — как раз компактные размеры и малый вес, с другой же камера все же должна что то весить для обеспечения баланса с тяжелой оптикой. И здесь нужно оговориться о месте камер Fujifilm на современном рынке.

134823_XT10_reka

Беззеркалки Fujifilm оснащаются крупной матрицей форм-фактора APS-C. Это больше, чем матрицы камер с байонетом Micro 4/3, но не столь крупно, как полнокадровые сенсоры в некоторых  камерах Sony. Получается золотая середина. Почти.

maxresdefault

Дело в том, что Fujifilm сделала ставку на светосильную оптику высочайшего класса. Это похвально, но для камеры с матрицей APS-C и, пускай даже со сверх-малым рабочим отрезком, сделать компактный объектив со светосилой F/1.2 фактически невозможно. Как результат, самые лучшие объективы при всей своей шикарной работе,  нарушают балансировку камеры в руке. С Fujinon XF 27mm f/2.8 проблем нет. Система развесована идеально. Можно снимать хоть круглые сутки и не устанешь. Но если взять другой светосильный фикс или, того хуже, шикарнейший зум вроде Fujinon XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR, усталость в кисти приходит уже через 30-40 минут съемки. Кстати, это особенность именно Fujifilm X-T10 — проблемы нет, если использовать более увесистый флагман — Fujifilm X-T1. Впрочем, в Fujifilm постарались исправить эти проблемы и для владельцев X-T10 — для этого есть специальный аксессуар, улучшающий хват и добавляющий немного веса камере — Hand gripMHG-XT10. Это стильный девайс, который, к слову, не смотрится инородным телом на камере.

Fujifilm X-T10

Пожалуй, главная эргономическая особенность Fujifilm X-T10 — небольшие «наплывы» для хвата. С этой камерой появляется привычка посильнее хвататься за корпус, от чего пальцы со временем устают. Впрочем, камера имеет достаточно крупный по площади корпус и ее одинаково удобно держать как обладателям большой руки, так и девушкам с миниатюрной ручкой. Получается, что основной сценарий, как наверняка и было задумано дизайнерами — камера на шейном ремешке все время на груди фотографа. В принципе, для беззеркалки это самый логичный вариант.

Fujifilm X-T10

Управляться с органами управления полностью вслепую я так и не научился. Нужно постоянно отвлекаться от видоискателя. Раскладка управления отсылает нас к пленочным временам, когда управление осуществлялось в основном не кнопками на задней панели камеры,  а с помощью рычажков и дисков сверху.

IMG_9653

Fujifilm X-T10 ни в коем случае не ограничена малым количеством рычажков, кнопок и колес. Здесь есть все, что необходимо фотографу для комфортной работы. Два колеса, оба с функцией нажатия, еще три колеса-селектора режимов съемки/выбора выдержки и компенсации экспозиции и пара рычажков, отвечающих за включение камеры, за поднятие встроенной вспышки и за перевод Fujifilm X-T10 в полностью автоматический режим. Это, кстати гениальное решение. Камера, которая не балует фотографа сверхоперативным управлением, во мгновение ока может стать абсолютно оперативным автоматическим аппаратом. Признаюсь, несколько раз во время теста я быстро переключал рычажок Auto и снимал в полностью автоматическом режиме. Автоматика при этом ни разу меня не подвела.

IMG_9657

Отдельных кнопок на корпусе камеры можно насчитать великое множество — многие из них перепрограммируются. Обычно фотографы не пользуются этой возможностью современных камер, а зря. Можно повесить на удобно расположенные клавиши множество полезных функций и однажды запомнив раскладку повысить комфорт.

Fujifilm X-T10

Fujifilm X-T10 оснащается откидным, но не поворотным дисплеем. Он не сенсорный. Качество картинки высокое, цветопередача верная. По данному дисплею можно визировать качество получаемых фотографий и не попасть в просак. То же самое можно сказать и про видоискатель. Он крупный, быстрый, с датчиком приближения, который срабатывает когда нужно, с коррекцией диоптрий и удобной кнопкой переключения режимов отображения между видоискателем и дисплеем камеры. Во время теста я постоянно пользовался обоими инструментами визирования, поскольку одна из главных «фишек» беззеркальных систем —  визирование по экрану. Кому то это может показаться странным, но стоит помнить, что когда вы отрываетесь от видоискателя, в который вы смотрите всегда одним определенным глазом, вы фактически активируете второе полушарие вашего мозга! Этот феномен меняет подход к фотографированию и как итог — ваши кадры. Кому то это только мешает, а кто то выходит на новый уровень качества съемки. Fujifilm X-T10 безусловно подойдет обоим типам фотографов и это очень хорошо.

X-T10tilt-02

Когда речь заходит о меню любых современных камер, становится немного не по себе. Я помню времена, когда все меню цифрового фотоаппарата умещалось на паре экранов и пользоваться им было просто и удобно. Но такие камеры, как Fujifilm X-T10 имеют слишком много настроек. Это хорошо, если вы энтузиаст, готовы штудировать инструкцию и потратить как минимум пол часа своего времени, что бы пройтись по всем пунктам и разобраться в назначении каждого переключателя. Мне вот это сделать пришлось — я очень хотел понять все возможности камеры, и инструкцию пришлось перечитывать дважды.

IMG_9649

Главным же откровением для меня стало быстрое меню, вызываемое по аппаратной клавише Q на задней панели камеры. Там есть все что нужно и нет никаких уровней вложения! В итоге 99% моих подходов к меню было именно через этот упрощенный интерфейс. Навипадом я выбрал нужный пункт, а передним колесом переключал значения. Это оказалось весьма и весьма удобным занятием. Особенно порадовало то, что все пункты меню крупные и хорошо читаются издалека даже на солнце.

Fujifilm X-T10

Рассказывая об эргономике современной камеры, нельзя не упомянуть возможности Wi-Fi подключения. Fujifilm гордится этим функционалом, ведь она одной из первых позволила не только просматривать и скачивать фотографии «по воздуху», но еще и предоставила полный контроль за процессом съемки. Процесс подключения и передачи отличается от того, к чему я привык, используя другие камеры с Wi-Fi модулями. Сложного  ничего нет (процесс подробно описан в инструкции и не вызовет осложнений), но сама логика подразумевает довольно много действий именно на камере, а не в мобильном приложении.

Fujifilm X-T10

Например, выбирать и отправлять фотографии в смартфон предполагается непосредственно с камеры. Это по-началу не совсем удобно, а после понимаешь, что на камере как раз искать нужные фото проще, ведь после съемки мы почти всегда просматриваем кадры именно на дисплее камеры и когда приходит время скачать нужный, его гораздо проще найти глядя именно на привычный экран фотоаппарата.

Техника

Прежде чем начать рассказ о работе с камерой и о качестве картинки, стоит упомянуть о технике, поскольку у Fujifilm свой собственный подход к разработке матриц и процессора обработки изображений, да и оптика для данной системы абсолютно уникальна.

Вся суть Fujifilm в их матрицах. Когда компания приступила к разработке пары сенсор и процессор обработки изображения, перед инженерами была поставлена задача сохранить классическую пленочную структуру и, по возможности, колористику изображения, добившись при этом хорошей светочувствительности и высокой скорости снятия данных с возможностью работы гибридной контрастной и фазовой автофокусировки.

X-Trans II

Матрицу изготовили по технологии CMOS, что позволило снимать еще и видео, а так же всей системе запросто работать в режиме постоянного LiveView. Добавили на подложку пиксели, запрограммированные быть дополнительными датчиками фазовой автофокусировки и прикрыли конструкцию цветным фильтром уникальной конструкции. По сути он не слишком отличается от классического, используемого в большинстве современных матриц, но его структура имеет менее выраженную регулярность, что как раз позволяет добиться лучшей цветопередачи и некой имитации «пленочной структуры», отличающейся хаотичным расположением светочувствительных элементов. Более того, подобное решение от части нивелировало необходимость установки низкочастотного фильтра, защищающего классические матрицы от муара, и, как следствие, снижающего резкость.

Fujifilm X-T10 X-Trans II

Добавим сюда собственные алгоритмы обработки изображений и многолетние традиции разработки оптики как для фото, так и для тв-камер. А еще инженеры Fujifilm хорошо адаптировали свой байонет для относительной простоты разработки хорошей оптики.

Fujinon Lens 2015

Система безусловно получилась уникальной и абсолютно характерной. Кадры с камер Fujifilm при должной сноровке довольно просто распознать среди снимков с других систем. Это хорошо, поскольку сегодня на фоторынке востребована узнаваемость.

Еще одна техническая особенность камер Fujifilm — гарантия регулярного обновления прошивок. Fujifilm X-T10 на рынке меньше 3 месяцев, а к ней уже вышло довольно существенное обновление, улучшающее работу автофокуса и некоторые другие параметры камеры. Это важно и здорово — есть надежда, что камера со временем не только станет работать даже  шустрее, но так же, возможно, обрастет и новыми функциями.

Съемка

Когда речь заходит о съемке всегда очень сложно передать свои реальные ощущения от кадра. Поэтому в конце материала есть большая галерея.

Первое, на что обращаешь внимание на отзывчивость непосредственно камеры. Например, на время включения. Поскольку в случае с Fujifilm X-T10 тянутся к переключателю питания не нужно — он находится прямо под указательным пальцем правой руки, включать вслепую камеру очень просто. Стартует она очень быстро — прошли те времена, когда беззеркалкам на старт требовалось существенно больше времени. Относительно старта камеры я заметил лишь одну неприятную особенность — изредка, после того как камера ушла в режим сна, быстро проснуться она уже не может — ей нужно на это катастрофически много времени. Возможно, я делаю что то не так, но если на уснувшей камере нажать на кнопку спуска, то проснуться она может далеко не сразу, хотя чаще всего делает это мгновенно. Это похоже на программную недоработку и я думаю, что ее исправят в грядущих обновлениях прошивки.

Автофокус работает всегда очень уверено и попадает в резкость почти всегда абсолютно точно. В системе есть несколько объективов, которые отрабатывают автофокусировку особенно быстро и точно, но есть и такие, где автофокусу работать сложновато. Для того, чтобы избежать проблем со сверх-светосильный оптикой вроде Fujifilm XF 56mm f/1.2 R рекомендуется использовать особые датчики фокусировки, сгруппированные ближе к центру кадра. В интерфейсе камеры эти точки подсвечены светло-серым. В режиме следящего автофокуса эти датчики так же более чувствительны.

DSCF0094

Наконец, в первом же обновлении прошивки Fujifilm значительно улучшила распознавание лиц в кадре и автофокус теперь надежно захватывает лица и глаза.

DSCF0439

По моим ощущениям, автофокус в Fujifilm X-T10 может и не самый быстрый в индустрии, но самый цепкий среди протестированных беззеркалок точно. Особенно следящий. Камера уверенно ведет объект съемки даже в темноте! Никаких промахов в репортажной режиме. Это просто удивительно. Для особо сложных случаев в наличие довольно дальнобойная подсветка автофокуса.

DSCF0142

Цветопередача у камер Fujifilm очень хороша. Не менее хороши и встроенные фильтры. Именно Fujifilm X-T10 заставила меня в очередной раз пересмотреть ответ на вопрос RAW или JPG — чаще всего я выбирал именно в JPG, поскольку идентичных цветов при конвертации из RAW я добиться не смог, а они очень и очень приятны. Особенно скинтона. Безусловно, очень многое зависит от оптики. Но мне понравилась картинка как с крупного Fujifilm XF 56mm f/1.2 R, так и с компактного Fujinon XF 27mm f/2.8, то есть с объективов с абсолютно разными по идеологии оптическими схемами. Я предлагаю оценить несколько моих снимков и решение принять самостоятельно.

DSCF0016

Один из самых распространенных вопросов касательно беззеркалок — а как тут с ISO? Во-первых, пиксель на 16 мегапиксельной матрице довольно крупный. Во-вторых, камера новая и в ней применены все наличные технологии постобработки сигнала Fujifilm. В итоге мы получаем хорошую работу в сложных условиях освещения, а если вспомнить, что «темной» оптики у Fujifilm почти нет, то совсем уж часто поднимать ISO не придется. Кончено, очень не хватает стабилизатора. Я привык спокойно снимать портреты на длительных выдержках, но здесь этот фокус не проходит. В итоге, я нашел выход. Активировал режим Auto ISO 1600 (с верхним пределом 1600 ISO) и получил возможность спокойно снимать практически при любых условиях освещения не беспокоясь за коммерческое качество картинки.

DSCF0233

На высоких ISO шумодав может вдоволь заметно снижать детализацию,  но если его отключить и выкрутить резкость для JPG немного в минус, получается не шумная, детализированная, хоть и зернистая картинка. Если добавить сюда фирменные имитаторы ЧБ пленки от Fujifilm, получается картинка, ради которой так и подмывает зафиксировать ISO на 3200 единиц и снимать абсолютно уникальные по структуре и цвету кадры постоянно!

Рассказывая о съемке на Fujifilm X-T10 нельзя не упомянуть наличие в камере уникального электронного затвора со скоростью срабатывания до 1/32000 секунды! Считайте, что в яркий солнечный день у вас есть бесплатный мощный ND фильтр. К сожалению, динамичные сюжеты с электронным затвором снимать нельзя, зато статичные портреты на открытой диафрагме даже при ярком солнце можно. Это чудесно!

DSCF0040

Видео-съемка

Здесь у Fujifilm X-T10 все просто и понятно. Камера умеет снимать FullHD видео при 60 кадрах в секунду со звуком. Можно настроить разрешение, количество кадров в секунду. Можно настроить уровень звука для встроенного или внешнего микрофона. При съемке видео фокусироваться вручную помогает наглядный focus peaking (зоны резкости подсвечиваются в видоискателе). Это все и этого достаточно для съемки качественного видео для себя. И да — здесь есть автофокус, в том числе следящий. Это удобно для новичков, но легко отключаемо при серьезной съемке.

Заключение 

О Fujifilm X-T10 сегодня написано не мало, но я бы с удовольствием писал еще и еще 🙂 Просто знаю, что так много читать будут единицы. Лучше подпишитесь на группу Fujifilm вконтакте и следите за анонсами их touch&try мероприятий. Сотрудники компании постоянно в движении и наверняка скоро приедут и в ваш город, а вы сможете подержать камеру в руках.

Если же вам нужен экспертный вывод (а вы наверняка здесь именно за этим) — Fujifilm X-T10 чудесная камера для увлекающегося фотографа, хороший инструмент для профессионала, и неплохая, кстати, автоматическая камера для людей, ценящих стиль.

Здесь во главе стиль и качество картинки. Портреты на Fujifilm X-T10 получаются чудесные. В качестве камеры для стрит-фотографии и спокойного репортажа она так же совершенно хороша. На студии с естественным светом сложно будет переплюнуть Fujifilm X-T10 по итоговому качеству картинки. Если вы хотите делать уникальные узнаваемые кадры — это и ваш выбор. Я уверен, что и свадебная съемка Fujifilm X-T10 вполне по зубам — клиенты гарантированно поразятся красоте рисунка фирменной оптики — это тот самый WOW эффект, который важен для коммерции.

DSCF0073 (1)

На Fujifilm X-T10 можно снимать шикарное видео. Красиво-рисующая оптика здесь в помощь, а FullHD при 60 кадрах в секунду позволит даже эффектно замедлять видео на монтаже.

Наверное, я не возьму камеру на концерт или на сафари — она может не пережить день в пустыне или пенную вечеринку, да и без стабилизации с большинством объективов  можно попасть в просак.

На студии высокая детализация кадров позволит делать хорошие рекламные снимки, но только если вы не собираетесь их продавать на фотостоках излишне требовательным клиентам. Я столкнулся с ситуацией, когда клиент отказался покупать мой кадр поскольку 16 мегапикселей для его целей было недостаточно.

А вот событийный репортаж при достаточном количестве света удался камере очень здорово. Я поснимал красивые машины, воздушных гимнастов и модный показ — никаких проблем камера мне не доставила.

Система Fujifilm выглядит перспективной. Парк оптики весьма широк — сегодня здесь есть объективы фактически для любых задач. Некоторые из объективов безусловно великоваты и тяжеловаты, но сомнения остаются только до тех пор, пока вы не сделаете на них первые кадры. Красивая картинка — вот визитная карточка оптики Fujinon. Добавьте сюда еще несколько объективов Zeiss и станет совсем приятно.

В заключение хочу поблагодарить моделей, которые позировали для данного теста и российское представительство Fujifilm за предоставленную технику.

А теперь галерея 🙂 Все фото представлены без обработки — это чистые камерные JPG. Для тех, кому интересны перспективы обработки, предлагаю скачать подборку характерных равов с Fujifilm X-T10 (200мб)

3 комментария

Leave a Reply

%d такие блоггеры, как: